Рецензия на фильм «Пираньи Неаполя»: «Крестный отец» на минималках
Как вы себе представляете обычный день ребенка? Люди старше 25 лет вспомнят про бесконечные прогулки во дворе, молодое поколение – про многочисленные игры на компьютере. И все-таки детство зависит не только от эпохи, но и от места жительства.
Главный герой фильма Клаудио Джованнези – Никола – живет в Неаполе. Ему 15 лет, и он каждый день сражается за свою собственную жизнь, а вскоре вместе со своими друзьями «случайно» становится частью неаполитанской мафии. Но как только судьба дает им шанс, они создают свою маленькую криминальную империю. А что еще делать в мире полном опасности? Атмосфера фильма очень похожа на “Крестного отца”, но упор сделан на подростковые проблемы, а не серьезные взаимоотношения мафиозных кланов.
В основу сюжета легли реальные события. Роберто Савьяно, автор экранизованного романа, лично сталкивался с криминальном миром Неаполя. Он работал ассистентом фотографа на мафиозных свадьбах, был управляющим складом в порту и постоянно контактировал с преступными группировками. После того, как он выпустил в печать роман «Гоморра», мафия вынесла ему смертный приговор и с тех пор Савьяно приходится жить под круглосуточным надзором итальянской полиции.
«Пираньи Неаполя» – история о юности и преступном образе жизни, где любовь и дружба, так или иначе, связаны с криминалом. Истинные ценности молодых парней оказываются несопоставимыми с образом жизни преступника. Все взрослые проблемы, взваленные на детские плечи, кажутся чем-то ужасным. Героям тяжело, и ты чувствуешь сильное психологическое давление. Да, им приходится убивать, крушить все вокруг, но разве они виноваты в этом? Скорее сама жизнь подвигла их на подобные поступки.
И все-таки сама история Роберто Савьяно, перессказанная режиссером Кладио Джованези (который выступил еще и сценаристом), подается зрителю очень сухо, без лишних эмоций, что свойственно для так называемого фестивального кино («Пираньи Неаполя» удостоились награды «Серебряный Медведь» на 69-м Берлинского кинофестиваля за лучший сценарий). Фильм как бы подчеркивает: «Смотрите, эти дети спокойны. Так почему плачете вы?». И лишь одно состояние показано очень ярко: власть и деньги, которые кружат голову молодым парням, и толкают их на невероятные поступки.
Как ни крути, а все здешние персонажи находятся во власти потребительских трендов: для них важна дизайнерская одежда, дорогие часы, мощные скутеры, персональные столики в ночных клубах и море шампанского. Им нужны деньги, и чем быстрее, тем лучше. Для них есть только один способ удовлетворить свои желания – взять все необходимое с оружием в руках. Маленькие победы рождают ощущение эйфории, их амбиции растут, и они легкомысленно развязывают войну. Юноши пересекают черту невозврата и неизбежно падают. А все потому, что невозможно добиться чего-то хорошего посредством плохого.
Интересно вот что: никто из мальчишек, играющих главных героев, не читал ни сценарий, ни роман, по которому он был написан. Они не должны были знать последствия своих действий. Таким образом, актеры вместе со своими персонажами день за днем окунались в новые проблемы и вместе прошли все этапы: зарождение компании, завоевание власти, иллюзия всемогущества, необратимые последствия и поражение. Этот эксперимент сильно повлиял на качество игры актеров. Ребята в кадре выглядят потерянными и слегка напуганными. На все случаи жизни у них одно выражение лица. От этого сильно чувствуется наигранность и в какой-то момент героям перестаешь сопереживать.
“Пираньи Неаполя”: кому понравится фильм?
«Пираньи Неаполя» довольно скучное и весьма типичное фестивальное кино, которое слабо заинтересует простых обывателей. И, тем не менее, фильм затрагивает острую тему, заставляет задуматься и по-другому взглянуть на жизнь. Много мыслей порождает и открытый финал. Нам так и не понятно, что ждет юношей впереди: поражение или победа. Для любителей поп-корна и развлечений этот фильм тянет только на 2 балла. Для настоящих ценителей – это 8 из 10.
ФОТО: компании-производители; volgafilm.ru