“Ведьмак” против “Игры Престолов” или Геральт из Ривии на Железном троне
20 декабря на стриминговой платформе Netflix вышел первый сезон американско-польского сериала «Ведьмак». Новая адаптация произведений Анджея Сапковского о похождениях ведьмака Геральта успела наделать немалый шум как среди фанатов данной вселенной, так и среди сериаломанов и многочисленных интернет-троллей.
И что самое интересное – большинство комментаторов сравнивало сериал не с книжным первоисточником, а с когда-то легендарной «Игрой Престолов». Практически треть всех комментов в Сети – это ставки на то, что «Ведьмак» сможет стать более плотоядным аналогом творения Дэвида Бениоффа и Дэна Уайсса.
Из основных пересечений можно отметить то, что это экранизации романов в жанре фэнтези, с обильным количеством боевых и постельных сцен (последних в итоге оказалось не так уж и много за все восемь серий). Но что будет, если копнуть глубже и поразмышлять?
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: аудитория сериалов
Наверное, это одно из основных различий у двух сериалов. Несмотря на то, что «Игра Престолов» стартовала очень мощно (пилотный выпуск в день премьеры посмотрело 2,22 млн зрителей), книжный первоисточник был не так популярен, как у «Ведьмака». Соответственно, заоблачных ожиданий никто не предъявлял. Да и у «Игры престолов» не было своей «видеоИгры престолов», с которой можно было бы сравнить сериал. Потенциально успешный проект, который держался только за счет качественно проделанной работы создателей.
У «Ведьмака» же изначально ситуация «либо пан, либо пропал». Все зависит от оценки фанатов вселенной, очень важно соответствие и с книгами, и с играми. Угодить всем явно не получится, даже если история будет максимально каноничной и фатальной, или наоборот самобытной и независимой. Соотношение случайных и неслучайных зрителей абсолютно другое, по сравнению с «Игрой». Возможно, именно из-за этого у сериала и не получилось выстрелить.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: принципы трансляции
«Игрой Престолов» занимался американский телеканал HBO, и каждую новую серию показывали по телевизору раз в неделю. Психологически такой формат оказывает большое влияние на зрителя, так как он включает телевизор исключительно ради новой серии, ради того, чтобы быть первым ее посмотревшим. Также работает эффект ожидания, и если продукт нравится зрителю – больше шансов, что он придет спустя неделю, чтобы посмотреть новую серию.
Что касается «Ведьмака», то его Netflix выложил в Интернет полностью: весь первый сезон сразу. Вследствие чего трудно отследить преданного зрителя, ведь любой может не отрываясь от основных развлечений или дел в Интернете зайти и посмотреть сериал. Однако такая система еще и ударяет по карману пользователя, так как за просмотр он должен заплатить Нетфликсу (или оформить 30-дневную бесплатную подписку на сервис). Эффекта ожидания нет, а значит и нет особой возможности, например, обсудить сериал с друзьями, в промежутке между сериями, построить теории, пообдумывать дальнейший сюжет. Вследствие чего фидбека куда меньше.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: участие писателей
Мы бы не увидели ни тот, ни другой сериал, не будь книг Джорджа Мартина и Анджея Сапковского. Они являются авторами идей, но что же дальше? Сюжет первого сезона «Игры Престолов» практически полностью повторял сюжет одноименного романа Мартина. Выдержка атмосферы Средневековья, неспешное повествование, сюжетные линии и их пересечение – все было по канонам. В написании сценария к сериалу принимал участие и сам писатель.
Изначально создатели сериала «Ведьмак» также консультировались с Сапковским. Тот даже отмечал, что, несмотря на сложные отношения к экранизациям его книг, атмосфера на съемочной площадке его сильно раззадорила. Однако позже он заявил, что в создании адаптации участия не принимает, и никогда не принимал.
По большому счету, в первой его книге нет четкой сюжетной линии. Она больше походит на сборник рассказов о похождениях Геральта, однако и при этом раскладе у зрителей сериала есть много придирок, к неканоничным персонажам, вялости повествования, коей не было у Сапковского, и выдумкам, которых не было в книгах. Видно, что создатели просто взяли идею как скелет, и решили набить его мясом, каким сами посчитают нужным. А для такого продукта как «Ведьмак» свинина не в почете.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: бюджеты сериалов
С учетом того, что «Игра Престолов» появилась почти на девять лет раньше, бюджет одной серии первого сезона был выше бюджета всего сезона «Ведьмака». Каждая серия продукта HBO стоила создателям 6 млн долларов, творение Netflix же обошлось в 0,4 млн долларов за серию. Очевидно, что первые потратили больше денег на гонорары звездным актерам, а также на спецэффекты. Хорошее кино, как известно, можно снять и за 100 рублей, но в случае с фэнтези таких затрат не хватит, так как много денег уходит именно на компьютерную анимацию.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: компьютерная графика
Исходя из статей бюджета, можно сделать вывод, что на графику создатели «Ведьмака» затратили куда меньше денег, и с каждой новой серией это все более заметно. Даже в первой боевой сцене с монстром все плохо (ну хоть не 2D,и на том спасибо).
Несмотря на то, что создатели нетфликсовского “Ведьмака” до выхода сериала акцентировали внимание общественности на то, что будет обилие сцен со сражениями, количество – не значит качество. Например, в сражении за Цинтру кажется, будто люди не бегут, а просто ползут как змейки на полной скорости в старой-доброй игре. В общем и целом, довольно нереалистично.
«Игра Престолов» напротив славилась своими графическими дизайнерами, естественно выглядели и драконы, и стена, и Белые Ходоки (но мы об этом никогда не узнаем, потому что ничего из вышеперечисленного не существует). Правда после фотографии со съемочной студии, где Дейенерис Таргариен на фоне раздувающегося хромакея сидит на надувном танке вместо дракона, в чудеса верится куда меньше.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: актерские составы
Сложно вспомнить, что было с «Игрой Престолов» на первых порах. Сейчас мы уже привыкли ко всему составу актеров, и они идеально вписываются в свои роли. А если мы не можем вспомнить, значит существенных придирок не было.
Джек Глисон в роли Джоффри Ланнистера – главная находка сериала, Шон Бин в роли Нэда Старка – канонично, как для Нэда, так и для Шона (канон Шона – умереть его персонажу), Гарри Ллойд в роли Визериса – когда-то его ненавидели даже больше, чем Джоффри. Эмилия Кларк, Марк Эдди, Питер Динклэйдж, Мэйси Уильямс – перечислять можно долго. Многие, благодаря работе в сериале, сделали себе имя.
А вот каст «Ведьмака» вызвал споры задолго до выхода в свет, и продолжил их после. Перегретый солярием Генри Кавилл в парике, исполнивший роль Геральта; недостаточно взрослая, неопытная Аня Чалотра в роли Йеннифэр; Мими Дивени, исполняющая роль с чего-то почерневшей Фрингильи. Одна из немногих актрис, к которой нет никаких претензий, это семнадцатилетняя Фрейя Аллан, сыгравшая роль Цири. В целом, зрители негодуют. Звездным составом проект похвастаться также не смог.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: производство
Одна из немногих точек пересечения сериалов – режиссер и оператор Алик Сахаров. В «Ведьмаке» он занимался съемкой трех эпизодов, в «Игре Престолов» он как правило делал по одной серии за сезон, и в целом со своей задачей справился везде.
Также в касте создателей «Ведьмака» числятся режиссер «Отбросов» и ожидаемого «Ковбоя Бибопа» Алекс Гарсия Лопес, режиссер «Анатомии страсти» и «Полиции Чикаго» Шарлотта Брандстром, оператор «Закона и порядка» и «Бесстыжих» Жан-Филипп Госсар, оператор «Аббатства Даунтон» и «Демонов Да Винчи» Гэвин Стразерс, сценарист «Сорвиголовы» и «Академии Амбреллы» Лорен Шмидт Хиссрич, и другие.
Фишка «Игры Престолов» в текучке кадров, в многочисленном касте создателей. Среди них режиссер «Остаться в живых», «Клана Сопрано» и «Секса в большом городе» Алан Тейлор, режиссер «Города Демонов» и «грязных мокрых денег» Дэвид Петрарка, оператор «Шерлока» и «Джеймса Бонда» Марк Милсом, оператор «Шерлока» и «Демонов Да Винчи» Фабиан Вагнер (тот самый, который делал крутейшие боевые сцены), шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс, для которых экранизация романов Джорджа Мартина стала одной из первых крупных работ, и чьи имена знают почти все. В целом, производственный каст сильнее у «Игры Престолов», но «Ведьмак» отстал не сильно.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: оценки критиков
На портале «Metacritic» оценки «Ведьмака» способны распугать потенциальных зрителей. На основе 15 рецензий средний балл – 53. Самый низкий балл «0» поставил портал «Entertainment Weekly», раскритиковав буквально каждую мелочь, начав с парика, и закончив оргиями под виагрой. Издание «New York Times» оценило новинку в 60 баллов, а это выше среднего, отметив, что сериал больше подходит к субботнему ничему не обязывающему утру, чем к грандиозному воскресному вечеру.
Большинство критиков, по-видимому, даже не читало книгу Сапковского, и много придирок летит в сторону позаимствованных вещей, в сторону сценария и обильного количества волшебства. Не обошлось и без сравнений с другими фэнтезийными экранизациями. При этом зрители в основном оценили сериал положительно. Рейтинг же первого сезона «Игры Престолов» всегда держался в районе отметки «80», однако от некоторых изданий сага получала и максимальный балл. Критики хорошо оценивали проделанную работу и задел на будущее.
“Ведьмак” против “Игры Престолов”: подводим итоги
Довольно перспективный проект не смог догнать «Игру Престолов». На это повлияло много факторов – недостаточно большой бюджет, не самый удачный актерский состав, изначально более тернистый путь к сердцам зрителей, небрежное исполнение ключевых сцен, и просто вялость сюжетного повествования.
Да, это главный из критериев, который подчеркнули многие критики и зрители. Действительно, было много сцен сражений, на поле и в постели, именно на это и давили продюсеры до выхода саги. Мол, у нас будет больше штыков. Но стоит повторить, количество – не значит качество, а если они и есть, то не только ради них смотрят сериалы. Эротику можно найти поинтереснее и на специализированных сайтах, а сцены битв не настолько хороши, чтобы ими гордиться.
Как итог – лет через 10 при слове «ведьмак» люди вспомнят книги или игру, но сериал скорее всего нет. Если конечно не произойдет чего-то по-настоящему мощного во втором сезоне. И да, пускай проект не стал лучше «Игры Престолов», но он не хуже многих других фэнтезийных, да и смелость взяться за такую работу заслуживает отдельной похвалы. Так что в любом случае будем ждать продолжения!
Немного о толерантности и неграх…
Слышали, как люди, реагируя на какие-то дикие вещи, говорят: «Ну что это за Средневековье? Мы что, в Средние века живем?». Однако…, когда атмосфера Средневековья передается через экраны телевизоров, все приковывают к ним свой взгляд, и это доставляет им удовольствие. Но если нет темнокожих в кадре, или какой-нибудь главный герой, мужчина, унижает женщин, зрители (особенно европейские и американские) сразу воспринимают происходящее в штыки.
Ну вот откуда темнокожие в Польше? К чему они там вообще? В Средние века их точно там не было, но ведь создатели пытаются передать эту атмосферу, и в итоге все нарушается. Ведь это же вымышленный мир, и действия происходят в другой стране, неужели зрители африканского происхождения этого не поймут? Это и забавно, и грустно одновременно…