«Экстаз» Гаспара Ноэ: «Грязные танцы» в бед-трипе
«Экстаз» понравится даже тем, морщится от любых фильмов про танцы, как «Ла-Ла Ленд» в 2016 году понравился самым яростным ненавистникам мюзиклов и всего, что с ними связано. Оба эти фильма освежают и меняют взгляд на жанры, которые всем казались недостаточно взрослыми для серьезного кинематографа.
Немного истории
Когда в 1987 году выходил танцевальный фильм «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи в главной роли, никто не мог и подумать о том, что низкобюджетная и не обремененная серьезным сюжетом картина взорвет умы миллионов женщин по всему миру, мечтающих оказаться на месте юной Дженнифер Грей. Картина мгновенно стала культовой, превзойдя свой скромный бюджет в 36 раз и затмив даже «Лихорадку субботнего вечера» (1977 год), отобрав пальму первенства у главного танцора Голливуда Джона Траволты.
Потом были попсовый «Шаг вперед» (2006 год) с Ченнингом Татумом, разгромленный критиками, и «Держи ритм» (2006 год) с Антонио Бандерасом, который сводил с ума домохозяек не хуже, чем Патрик Суэйзи 19 лет назад. С выходом «Черного лебедя» Даррена Аронофски в 2010 году ситуация кардинально поменялась: теперь танец – это не просто декорация, на фоне которой творилась большая и чистая любовь, а мотив, средство выражения эмоций героини, срастающейся с персонажем балета Чайковского.
И вот спустя 30 лет после выхода «Грязных танцев» Гаспар Ноэ выпускает «Экстаз», полностью переосмысляя жанр, который никто не воспринимал серьезно. В самом начале фильма нам рассказывают в формате интервью про героев через экран старого телевизора (словно подчеркивая ирреальность наркотического трипа, в который насильно будут втянуты персонажи), задавая им непримечательные вопросы про наркотики, работу и секс.
Гаспар Ноэ отказался от ключевого в его фильмах обратного хронологического порядка (примером тому служит шокирующая картина “Необратимость”), при этом отдав ему своеобразную дань уважения – в самом начале фильма мы видим его концовку, как будто небрежно вклеенную в пленку.
Здесь появляется София Бутелла, являющаяся единственной звездой в фильме и петербуржская танцовщица Шарлин Темпл, вставляющая пару русских матерных слов по ходу фильма. Затем следует потрясающая репетиция танца (единственный танец за фильм, который не был результатом импровизации актеров), после которой герои отдыхают, пьют сангрию и общаются.
Спустя какое-то время зритель может даже не заметить то, насколько плавно танцевальный фильм перетекает в безумную вакханалию с жестокостью и плотским соитием (но, хоть в отличие от «Любви» 2015 года в «Экстазе» было всего лишь несколько откровенных сцен, они не поражали воображение и не выходили на первый план).
Меняется даже то, как они танцуют – способ общения у персонажей, чье сознание медленно пожирает ЛСД, добавленный кем-то в сангрию. Конфликт, вызванный человеком, добавившим наркотик в напиток, обостряется, и некоторые герои открывают свои истинные лица, сходя с ума и превращаясь в животных, словно героиня Аранофски в “черного лебедя”.
У Гаспара Ноэ получилось снять самый реалистичный бед-трип в истории кино и создать настоящий танцевальный триллер, перевернувший жанр целиком, под аккомпанемент из DaftPunk и AphexTwin. Танцы здесь – это не просто развлечение, а способ достигнуть первобытного, давно забытого человеком экстаза.
ФОТО: компании-производители; «Вольга»