Ghost of Tsushima: обзор игры, геймплейные механики и отзывы азиатских критиков
В конце XIII века Монгольской империей под предводительством хана Хубилая были организованы военные походы в Японию. Так при первом вторжении в 1274 году монголы опустошили острова Цусима и Ики, но при приближении к острову Кюсю на монгольский флот обрушились сильные тайфуны и погубили большинство кораблей. В 1281 году монгольский флот совершил вторую попытку вторжения, но тайфуны снова разрушили планы захватчиков. После этих событий возникло множество легенд, что это боги Японии и сама природа защитила японский народ.
Разработчики из студии Sucker Punch берут за основу сюжета Ghost of Tsushima именно первое вторжение 1274 года, но они не пытаются показать нам достоверные исторические события, а придумывают свою собственную историю, главным героем которой становится единственный выживший самурай Дзин Сакай.
Ghost of Tsushima: сюжет
Монгольская армия под предводительством Хотун-хана вторгается на остров Цусима и захватывает один город за другим. В битве при Комоде почти все самураи погибают, а правителя острова, Симуру, захватывают в плен. Дзин Сакай, племянник Симуры, чудом остается жив – после сражения его обнаруживает воровка Юна и помогает ему оправиться от полученных ран. Она же и советует Дзину пользоваться в бою нечестными приемами – например, прятаться и убивать врагов со спины, с чем наш герой поначалу никак не может согласиться.
Дзин следует кодексу чести самурая и хочет скорее освободить дядю и убить Хотун-хана. Без должной подготовки он рвется в бой и снова проигрывает схватку. Наконец-то Дзин понимает, что одному спасти дядю ему не под силу, и он решает заручиться помощью союзников и тщательно подготовиться к предстоящей битве с опасным противником. В игре затрагиваются темы чести, предательства, Дзин постоянно будет размышлять о том, правильно ли он поступает, выбирая путь «Призрака».
Казалось бы, на войне все средства хороши, но как быть с кодексом самурая, которому его учили с самого детства? Сражаться нужно, глядя в глаза, а кто убивает со спины, тот трус – именно этому учил своего племянника Симура. Можно сказать, что сюжет не такой уж сложный и местами предсказуемый, но если вы увлекаетесь японской культурой и любите самурайские боевики, то сама игра обязательно понравится.
Ghost of Tsushima: игровой процесс
На разоренном монголами острове много кому нужна помощь нашего отважного самурая, поэтому кроме сюжетных заданий на пути игрока встретится и много дополнительных квестов, которые можно получить, поговорив с местным населением. Хоть ни один квест и не обходится без резни монголов или разбойников, сюжеты у них разные, и видно, что к их проработке подходили тщательно.
Например, один человек утверждает, что в лесу водятся духи злых самураев и никто оттуда не возвращается; другой крестьянин просит проверить нас, зачем его сосед встречается с разбойниками; у третьего похитили дочь, и он ночами тренировался с мечом, надеясь спасти ее сам. Также после выполнения сюжетных заданий нам открываются квесты соратников, состоящие из 3-9 глав. Здесь мы сможем получше познакомиться с нашими товарищами, узнать их историю, и помочь разрешить их проблемы.
Так мы узнаем, что ученица сэнсэя, мастера-лучника, перешла на сторону монголов, а у женщины из другого клана самураев, монголы убили всю семью и она мечтает отомстить. Отдельно можно отметить «Истории древних героев» – квесты с поиском легендарных доспехов, оружия или изучения особых смертоносных приемов. Начало квеста сопровождается красивой видеозаставкой в стиле нарисованных на холсте черной краской иллюстраций и рассказывается легенда о великом древнем герое.
Игра вообще старается преподносить себя, можно сказать, как «сериал» или «фильм». Перед началом каждого квеста на фоне природы показывают название квеста (как будто название серии) – и вот начинается очередной эпизод приключений самурая Дзина. Если что, выполнять все второстепенные квесты не обязательно, однако в них есть свое очарование и уникальность. Хотя бы на квесты соратников стоит обязательно заглянуть. При выполнении некоторых заданий можно заодно освободить крупные поселения от монголов, и после там появятся торговцы и оружейники.
Кроме выполнения заданий, есть еще чем заняться на Цусиме. По всему острову обосновались лагеря монголов, которые следует зачистить, а убийство предводителя лагеря поможет разблокировать новые боевые стойки. В горячих источниках можно перевести дух, поразмышлять о жизни самурая и повысить уровень здоровья.
Если проследить за лисицей, она приведет к святилищу Инари – помолившись у нескольких святилищ открывается возможность экипировать большее количество защитных амулетов. Потренировавшись управляться катаной на бамбуковых стеблях, можно повысить свой уровень решимости, необходимый для лечения и использования особых атак. А если найти живописный пейзаж, то Дзин может даже вдохновиться написать хокку, а в награду за это мы получим красивую повязку на голову.
Ghost of Tsushima: боевая система
Изначально у нас, как у честного самурая, есть только катана и нож, и владеем мы только боевой стойкой камня – эффективной против мечников. Чем больше предводителей монголов мы убьем или же просто тихо из кустов понаблюдаем за ними, тем скорее нам откроются новые стойки: стойка воды эффективна против щитоносцев, стойка ветра эффективна против копейщиков, стойка луны эффективна против тяжелых громил.
Кстати, лайфхак: если сначала понаблюдать за предводителем, а потом убить его, то так с одного этого монгола можно заработать два балла к разблокировке стоек. Между стойками можно быстро переключаться прямо в бою, чтобы успешно адаптироваться. Во время сражения в основном мы наносим быстрые или сильные удары, а также у нас есть возможность парировать и уклоняться. Защищаться и уклоняться нужно постоянно, ибо всего лишь два-три вражеских удара, и вот Дзин уже готов отправиться на тот свет. Тут на помощь как раз приходят очки решимости, которые зарабатываются за убийство врагов.
Интересна механика противоборств. Дзин открыто выходит на бой, зазывая врагов в духе, мол, кто смелый, выходите. Противники осторожно подходят, и один из них встает напротив самурая. Нужно зажать кнопку треугольник, и когда враг замахивается, отпустить кнопку – и Дзин красиво и эффектно одним взмахом катаны убьет несчастного. Если прокачать эту технику, то Дзин сможет убивать в противоборстве до трех врагов, которые по очереди побегут на него.
Со временем нам открываются нечестные приемы – техники «Призрака». В нашем распоряжении появятся кунаи, дымовые шашки, бомбы, приманки, которые помогут нам в стелс-прохождении. Очень полезен, кстати, будет и лук, который можно будет получить по мере продвижения по сюжету. Но нужно сказать, что нет никакой обязанности играть только по-честному, или только как «Призрак».
Вы можете свободно комбинировать различные техники: тихо пролезть в лагерь монголов, убить в спину нескольких противников, а затем выбежать на оставшихся с катаной. Единственное, как игра реагирует, когда вы отходите от пути честного самурая – меняется погода. Если вы много пользуетесь нечестными приемами, то чаще будете гулять под дождем и грозами (хотя погоду можно изменить, как по волшебству, сыграв на флейте).
В игре также предусмотрена система прокачки различных техник и приемов, которые могут облегчить жизнь, хотя и без них можно вполне спокойно играть. Никакие «невидимые стены» не запретят вам пойти, куда захочется и никто вам не скажет, что вы не достигли нужного уровня, чтобы вызвать на дуэль этого босса. Так что в этом игра вас не ограничивает, как например, в последних Assassin’s Creed. У оружейников и бронников можно усилить свое оружие и экипировку. Кстати, у каждого из доспехов разные характеристики: один будет уменьшать получаемый урон в бою, другой повысит скорость стрельбы из лука и многое другое.
Ghost of Tsushima : атмосфера и окружение
Говоря о Ghost of Tsushima, нельзя не поговорить о визуальной составляющей. Художники проделали потрясающую работу над природным ландшафтом острова: цветочные поля, листопады золотых листьев, величественные скалы. Забираясь по горам к одному из святилищ, обязательно остановишься, чтобы полюбоваться открывшимся живописным пейзажем и сделать скриншот экрана. Наслаждаться красотой и погрузиться в игру помогает и абсолютно минималистичный интерфейс.
Здоровье и решимость высвечиваются в нижнем левом углу экрана только когда ты сражаешься, а надпись о нынешней миссии и сколько метров осталось до места назначения исчезает с экрана спустя 5 секунд после того, как мы заходили в меню карты. Никакого постоянного компаса с маркерами на экране здесь нет. Ориентироваться в пространстве помогает путеводный ветер, который дует именно в том направлении, куда мы отправились. Сама природа помогает нашему отважному самураю одолеть злостных захватчиков и нам всегда дует попутный ветер. Можно также включить черно-белый фильтр, который позволит нам почувствовать себя героем фильма Акиры Куросавы.
Игра выглядит стильно и эффектно: изящно выглядят противоборства и небольшие катсцены перед началом дуэли (битвы с боссом), а при совершении смертоносных приемов время замедляется, и мы видим медленно разлетающиеся брызги крови. При этом жестокой расчлененки здесь нет, но возможно, она бы даже немного портила всю эстетику и красоту.
В игре также особое внимание к деталям. Вот мы нашли на дороге убитых крестьян. Можно подойти к ним и поклониться, выразив уважение, и Дзин даже прокомментирует их смерть в духе «монголы за это ответят». Когда мы закончили ожесточенную битву, можно просто побежать дальше и Дзин сам на ходу уберет катану. А можно нажать на кнопку, и Дзин эффектно стряхнет с нее кровь, а затем пафосно сложит в ножны. Вроде бы нет никакой необходимости делать так, но со временем это начинает нравиться. Чтобы полностью погрузиться в эту прекрасную атмосферу самурайской жизни, советуем играть с японской озвучкой и русскими субтитрами.
Ghost of Tsushima: итоги обзора
В целом эксклюзив PlayStation получился добротным, заслуживающим внимания. Даже если сюжет простой и в игре нет никаких суперновейших прорывных игровых механик, а некоторые из них вполне напоминают Assassin’s Creed или Witcher 3, Ghost of Tsushima станет очень приятным времяпровождением.
Остров Цусима ощущается компактным. Вот мы скачем на своем верном коне, наслаждаемся красивыми пейзажами и чувствуем себя расслабленными и умиротворенными. Но успевать заскучать не приходится – на пути нам повстречалась повозка монголов, которые ведут пленного крестьянина, и мы бросаемся в ожесточенную схватку.
Свободное комбинирование самурайских и «призрачных» приемов делает сражения более разнообразными и увлекательными, и вроде как зачистка вражеских лагерей не кажется унылой рутиной. Иногда, правда, искусственный интеллект монголов хромает, и местами даже смешно становится от того, как они не обращают внимания на то, что в десяти метрах от них валяется труп товарища. А один раз, когда мне удалось забраться на крышу палатки, монголы, вооруженные мечами и булавами, прям не знали, что со мной делать. Они просто стояли на земле в панике, глядя на меня, и как будто ждали, когда я расстреляю их из лука. В Assassin’s Creed, например, стражники хотя бы кидались камнями, а некоторые отважные готовы были лезть за тобой на здание.
Ghost of Tsushima: отзывы азиатских критиков
Хоть игра про страну восходящего солнца сделана американской студией, и, казалось бы, можно было бы в чем-то и напортачить, японские игровые издания высоко оценили Ghost of Tsushima, похвалив разработчиков за бережное отношение к эпохе, традициям и культуре Японии, даже если Sucker Punch позволили себе отойти от учебников истории.
Журнал Famitsu оценил игру в 40/40 – это третья игра не японского производства, получившая такую высокую оценку за всю историю журнала (другие две – The Elder Scrolls V: Skyrim и Grand Theft Auto V). В японской рознице даже на какое-то время возник дефицит дисков с игрой. Это ли не похвала для разработчиков?
В общем, если вы любите самурайскую тематику и творчество Акиры Куросавы, а также любоваться живописными пейзажами, эффектно разрубать врагов катаной и готовы просто наслаждаться хорошей историей, не ожидая каких-то невероятных заговоров и откровений, от которых сносит крышу, то эта игра для вас.