Обзор Crash Bandicoot 4: It’s About Time – увлекательный сюжет с отличными персонажами
2 октября 2020 года состоялся релиз новой игры по вселенной Crash Bandicoot на PlayStation 4 и Xbox One. Последняя полноценная часть Crash: Mind Over Mutant получила релиз аж в 2008 году, и с тех пор бандикуты на долгое время канули в бездну. Затем в 2017 году вышел ремастер оригинальной трилогии, и как оказалось, фанаты Крэша еще не перевелись и с восторгом восприняли возвращение их любимых персонажей.
Activision и Toys for Bob решили не останавливаться на ремейках, а создать совершенно новую игру. Crash Bandicoot 4: It’s About Time позиционируется как продолжение оригинальной трилогии от Naughty Dog. Но как тогда воспринимать все части, выходившие на PlayStation 2 и другие консоли? Это теперь не канон? Или все-таки ничто не забыто? Давайте разбираться.
Crash Bandicoot 4: сюжет
В конце событий игры Crash Bandicoot 3: Warped главные злодеи Нео Кортекс и Нефариус Тропи оказываются заперты в другом измерении вместе с волшебной Маской Ука Ука. Сейчас же злобной Маске наконец-то удается собрать все свои магические силы и открыть портал, чтобы выпустить на свободу своих подчиненных. Однако наши злодеи даже не забирают с собой своего выдохшегося спасителя и оставляют Ука Уку на произвол судьбы.
Нефариус Тропи, мастер времени, вместе с Нео Кортексом сооружает Генератор Раскола, с помощью которого можно создавать бреши в пространственно-временном континууме и проходы в другие измерения. Доктор Тропи намеревается посеять хаос и даже чуть ли не переписать мировую историю, но на его пути встают Крэш и Коко, которые объединяются с четырьмя Квантовыми Масками, способными предотвратить это. Во время своих путешествий по различным измерениям к нашим героям присоединятся и новые союзники, порой даже неожиданные. Об этом поговорим чуть ниже.
Crash Bandicoot 4: игровой процесс
Разработчики попытались сохранить формулу оригинальной трилогии, но при этом бережно наложить поверх новые механики. Это все тот же хардкорный линейный платформер, где мы бежим вперед или вбок, прыгаем с платформы на платформу, перепрыгиваем ямы, разбиваем ящики, уворачиваемся от различных шипов, лучей, взрывчатки и врагов, которые убивают нас одним прикосновением. После прохождения нескольких уровней мы сражаемся с боссом.
Геймплей за Крэша и Коко разработчики разнообразили нововведениями. В специально отведенных местах можно пробегать по стене или повиснуть на канате, чтобы преодолеть пропасть. Также теперь можно ездить по рельсам и корням – такая механика уже давно была в различных детских играх, как например в Ratchet and Clank, Sly Cooper или Sonic the Hedgehog.
Crash Bandicoot 4: квантовые маски и что они умеют?
Обогащают игровой процесс и Квантовые Маски, которые помогают нашим героям. Всего их четыре – и у каждой из них свой характер и свои способности.
Лани-Лоли – позволяет переключаться между двумя реальностями, в каждой их которых располагаются разные объекты. Так, например, перед нами пропасть, но мы видим призрачный мост через нее, находящийся в другой реальности. Нажав кнопку переключения, этот мост станет материальным, и мы сможем пройти по нему. Это касается и ящиков, и ловушек, и платформ. Акано – позволяет бесконечно вращаться вихрем и перелетать на далекие расстояния. Благодаря ему можно разбивать прочные ящики и становиться неуязвимым для некоторых типов врагов. Купуна-Ва – может замедлять время, чтобы мы могли успевать проскочить через скоростные ловушки или пропрыгать по падающим льдинам. Благодаря ей можно даже успевать безопасно пробежать по Nitro-взрывчатке. Ика-Ика – влияет на гравитацию, помогая нам ходить то по земле, то по потолку. Иногда нужно быстро успевать переключаться между двумя режимами, чтобы и взмыть в воздух для преодоления препятствия, но не врезаться в потолок с шипами.Карта уровней по своему построению напоминает карту из первой части, которая представляла собой несколько островов. Здесь же у нас разные измерения. Все те же знакомые типы уровней – джунгли, снежные края, пиратская и футуристическая эпоха, космос, эра динозавров и др. Как и в оригинальной трилогии, мы можем собирать драгоценные камни и реликты, чтобы получить дополнительную концовку на 100%, а также есть секретная концовка при прохождении на 106%.
Драгоценные камни зарабатываются за количество собранных яблок, разбитые ящики, количество смертей (не больше трех), и просто найденный камень. Каждый уровень имеет еще и «эн-вертированную» версию. Можно сказать, что это тот же уровень, но отзеркаленный и с другим скином (комиксная расцветка, неоновая, черно-белая и многое другое). В итоге за полное прохождение двух режимов можно заработать 12 камней, а также костюмы для наших главных героев.
В дополнение ко всему этому есть также особая категория уровней «Воспоминания». Это особо сложные уровни-испытания, действие которых разворачивается еще до событий первой части, где Нео Кортекс тестирует, на что способен Крэш Бандикут – его подопытный.
Crash Bandicoot 4: новые игровые персонажи
Крэш и Коко становятся не единственными игровыми персонажами. На некоторых уровнях мы сможем поиграть за Кортекса, Дингодила и Тавну (в локализации она получила имя Тона, но в русском сообществе ее привыкли называть Тавной еще со времен фанатского перевода трилогии для PS1). События в их уровнях развиваются параллельно прохождению Крэша и Коко, и показывают взгляд на происходящие события с их стороны, а также из-за чего, например, на уровне Крэша открылась дверь, взорвался корабль или обрушилась стена.
У Кортекса есть лучевая пушка, с помощью которой он может как разбивать ящики, так и превращать врагов в обычные или прыгучие платформы, чтобы преодолевать препятствия. У него одинарный прыжок, но зато он может делать рывок, чтобы пересекать более длинные расстояния или проскакивать через ловушки. Уровни Кортекса часто заставляют подумать, где создать платформу, какого вида, как проскочить между узкими лазейками.
Дингодил сменил свой огнемет на вакуумную пушку. Он может пылесосом притягивать ящики со взрывчаткой, а затем кидать их во врагов или разрушающиеся объекты. Когда делаешь прыжок, то наоборот, он выпускает из своей пушки воздух, который позволяет ему парить некоторое время. Также он может делать и вращающийся удар хвостом. Наверно, по сравнению с остальными персонажами, уровни за Дингодила можно назвать меньшим из зол – здесь нет слишком изощренного платформинга, а во врагов часто издалека можно кинуть ящик со взрывчаткой, а не подходить к ним вплотную.
Тавна умеет драться как в рукопашную, так и пользоваться крюком, которым можно бить врагов, разбивать далеко расположенные ящики, и, конечно же, преодолевать большие расстояния. Она может прыгать от стены к стене, чтобы забираться выше, ездить по рельсам и цепляться за канат. Отдаленно ее уровни напоминают уровни за Крэша и Коко – ну, все-таки они все бандикуты.
Crash Bandicoot 4: мультиплеер
В игре есть несколько режимов для совместной игры от двух до четырех человек. Правда, мультиплеер заключается в том, чтобы передавать геймпад друг другу в нужные моменты. Во-первых, можно вместе проходить сюжет. Стоит только настроить, в какие моменты игрок будет сменяться – при достижении контрольной точки, из-за смерти или при обоих вариантах.
Во-вторых, есть два соревновательных режима. В гонке по контрольным точкам игроки соревнуются на скорость, кто быстрее добежит от одного чекпоинта до другого и зарабатывают очки. В серии ящиков игроки должны разбить как можно быстрее и больше ящиков, пока бегут от одного чекпоинта до другого. За первый разбитый ящик получаешь одно очко, затем два, четыре, восемь, шестнадцать и тридцать два. Скорость здесь важна потому, что спустя несколько секунд бездействия мы снова будем зарабатывать за разбитые ящики по одному очку.
С совместной игрой также связано несколько ачивок, но если вам не с кем разделить данное развлечение, то вы без труда сможете по одному разу отыграть каждый режим за двоих.
Crash Bandicoot 4: внимательное отношение к персонажам
Разработчиков из Toys for Bob можно похвалить за то, что им удалось придумать увлекательный сюжет и сделать персонажей живыми, эмоциональными, раскрыть их потенциал. Начать стоит с доктора Нефариуса Тропи, у которого, можно сказать, наступил звездный час. В третьей части его представили как хорошего товарища Маски Ука Ука, создателя машины времени и более компетентного злодея, чем Кортекс, но в итоге он стал лишь одним из проходных боссов.
В дальнейшем его роль вообще постепенно свелась к минимуму, не считая Crash Bandicoot 2: N-Tranced для Game Boy, где он все-таки удостоился места главного злодея. Но именно в Crash Bandicoot 4: It’s About Time Нефариус Тропи показан во всей красе – высокомерный, расчетливый, жестокий, самовлюбленный, готовый на предательство, и не стесняющийся уничтожить сразу чуть ли не всю вселенную, пока его коллега Нео Кортекс все никак не может разобраться с созданными им бандикутами.
Тавна тоже наконец-то получила экранное время. В первой части именно ради нее Крэш проходит весь путь, чтобы спасти свою возлюбленную из лап Кортекса. Но в последующих играх мы вообще ее больше не видим. Разработчики не только вернули ее в игру, но и дали за нее поиграть – мы узнаем, какая она на самом деле отважная, боевая, решительная, готовая на все ради своих друзей.
Дингодил также раскрывается нам с новой стороны. Раньше он просто был одним из проходных боссов, который выполняет приказы Кортекса и использует в бою огнемет. Здесь же мы видим, как он мечтает открыть собственную закусочную, бросить злодейские дела, и вообще он, оказывается, веселый парень. Даже Кортекс, про которого, казалось, мы все уже знаем, раскрывается нам с новой стороны – он устал от бесконечных поражений, хочет отдохнуть, и даже, отчасти, он кажется более порядочным по отношению к своим коллегам, чем Н. Тропи, ибо не меняет их как перчатки.
Качественно сделанные катсцены позволяют еще лучше раскрыть персонажей – стоит посмотреть лишь на их мимику, движения. Даже в мелких деталях читается их характер: движения бровями, взгляды, передразнивание, реакция на происходящее – каждый из героев по-своему уникален.
Crash Bandicoot 4: отсылки к другим играм серии
Если внимательно присмотреться, то на различных локациях можно найти множество пасхалок и отсылок к различным частям франшизы. Они есть везде – в виде плакатов на стенах, декораций, пробегающих на заднем плане персонажей. В одном моменте Нео Кортекс также вспоминает, что сначала хотел выбрать для своих экспериментов не бандикута, а вомбата – именно между этими животными делали выбор разработчики из Naughty Dog, когда создавали первую игру про Крэша. Это все показывает, как Toys for Bob внимательно относятся к франшизе, над которой им доверили работать, и изучили всю ее историю досконально.
Toys for Bob также занимались ремастером Spyro Reignited Trilogy, так что в игре можно найти предметы в виде фиолетового дракончика. Оно и неудивительно, Крэш и Спайро, хоть и созданные разными студиями, шли бок о бок друг с другом, и у серий даже есть игры-кроссоверы. Например, Crash Bandicoot Purple: Ripto’s Rampage и Spyro Orange: The Cortex Conspiracy для Game Boy.
Когда мы сражаемся с Нео Кортексом, в бою он произносит фразы «it’s about time» и «feel the wrath of Cortex» – теперь это подзаголовки двух игр в серии, получивших четвертый порядковый номер. Возможно, оба этих названия упоминаются таким способом не случайно. Разработчики не ставят целью заставить нас забыть обо всем, что происходило, начиная с выхода игры Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex в 2001 году.
В какой-то мере Crash Bandicoot 4: It’s About Time можно назвать переосмыслением The Wrath of Cortex. Там мы сражались против четырех Масок Стихий. Здесь нам помогают четыре Квантовые Маски. Там нам впервые дают проходить платформинговые уровни за Коко. Здесь же, раз за Коко уже можно было играть в ремастере трилогии, можно играть и за других персонажей. Даже в сражении с финальным боссом можно найти схожие моменты, касающиеся волшебных Масок.
Воспоминания о других играх разработчики также не оставляют нам только в виде отсылок. Так, например, в дополнительной концовке на 100% можно увидеть Нину – племянницу Кортекса. Если бы мы просто вычеркнули из нашей жизни Crash Twinsanity и последующие игры – то по логике мы бы сейчас понятия не имели, кто это. Разработчики намекают о том, что предыдущие игры не забыты – их события, возможно, просто произошли в другой временной линии.
Crash Bandicoot 4: русская локализация
Пока Toys for Bob вкладывали всю свою душу и любовь в каждого персонажа и в каждый уровень, изучив досконально все игры серии, наши переводчики, похоже, первый раз вообще увидели такого зверя как бандикут, и поленились загуглить хоть одну статью в википедии. Такого халатного отношения к своей работе давно не приходилось видеть. Почти все имена персонажей были жестоко исковерканы, и при этом переводчики еще пытались каламбурить на своих же созданных ошибках.
Начнем с того, что у каждого злодея есть имя и фамилия, и соответственно буква «Н» будет инициалом имени: Н. Тропи, Н. Джин, Н. Брио. Переводчики же решили играть на том, что буква «Н» звучит как «ЭН», и, видимо, они ничего не знали про имена, и поэтому создали такие «шедевры» как Эн-Тропик, Эн-Джин и Эн-Брион. В оригинале действительно N. Gin по звучанию напоминает слово «engine» (двигатель), а N. Brio напоминает «embryo» (эмбрион), но у персонажей все-таки есть конкретные имена и фамилии!
Нефариусу Тропи вообще не повезло. Его имя N. Tropy отсылает к слову «entropy» (энтропия) – научный термин из физики, но в русском варианте это больше похоже на что-то тропическое. Самое странное, что переводчикам даже не удается сохранить одинаковое написание имени в разных местах. В субтитрах, например, указывается Эн-Джин, а имя босса записано как Н. Джин. Другой злодей в какой-то момент полностью произносит свое имя Нитрус Брио, но затем он опять становится Эн-Брионом.
Из-за ошибок в именах даже теряется суть некоторых персонажей. Так, например, в игре встречается альтернативная версия Н. Тропи из другого измерения. В оригинале у них идентичные имена, но в русской версии отличаются одной буквой. Из-за этого приходится задаваться лишними вопросами: это его родственник, друг или это он сам?
С именем Тавны (Tawna) тоже возникли проблемы. Двадцать с лишним лет русские фанаты зовут ее Тавной, просто читая как кальку с английского, но внезапное Тона выглядит для них теперь как что-то чужеродное. Переводчикам так понравилась их задумка с «эн», что мы можем увидеть такие названия как «Остров Эн-тузиазма», «Эн-вертированный режим» и многую другую чепуху. И это я не говорю еще о некоторых ошибках в переводе диалогов. Даже на сайтах розничных магазинов в описании к игре используются правильные имена, но не в самой игре. Английские субтитры включить нельзя. Спасибо, что хоть нет русской озвучки.
Crash Bandicoot 4: итоги обзора
Toys for Bob проделали скрупулезную работу при создании игры. Приятная глазу графика, тщательно продуманные персонажи, красивые детализированные уровни и пейзажи. Crash Bandicoot 4: It’s About Time получилась довольно сложной. Видимо, из-за того, что разработчики ввели режим с бесконечным количеством смертей, они не постеснялись сделать игру намного сложнее, чем первая часть. Так, например, на последнем уровне мне пришлось умереть 88 раз – и это нормально, многие сообщают о таких цифрах. Ящики расположены в таких скрытных местах, что приходя к финишу, ты часто будешь видеть, что пропустил где-то один или два. Готовьтесь переигрывать уровни по многу раз.
Но несмотря на весь хардкор, тебе не хочется просто бросить геймпад об стенку и уйти. Ты продолжаешь «страдать» ради того, чтобы узнать, что будет дальше, почувствовать удовлетворение от того, что ты справился. Жестоким по отношению к игрокам кажется только то, что в испытаниях на время, где нельзя умирать вообще, разработчики зачем-то добавили лишних ящиков со взрывчаткой. Битвы с боссами также получились на высоте, однако в сражении с Н. Тропи было бы интереснее добавить несколько этапов, где пришлось бы использовать разных персонажей – все-таки по сюжету он успел насолить всем.
Повествование выстроено здесь, наверно, самым лучшим образом, по сравнению со всеми предыдущими играми. И это еще один плюс к тому, что разработчики создали новый проект, а не ремейк The Wrath of Cortex. Вспоминая ту четвертую часть, от нее веяло какой-то тоской: персонажи-пустышки, прямолинейный простой сюжет, и в целом это больше походило на пародию на третью часть, в ней не было какой-то своей изюминки, хотя в общем игра не слишком плоха.
В целом можно сказать, что серия, передающаяся время от времени разным разработчикам, наконец-то попала в надежные руки. Именно таким и должно быть продолжение трилогии, ставшей классикой – с сохранением традиций, аккуратными нововведениями, интересным сюжетом и воссозданными с любовью персонажами.