«Падение Гондолина»Книги 

«Падение Гондолина»: в продажу поступило последнее произведение Толкина

Хорошо, что тенденция сжигать написанные в стол романы не коснулась классика и батьки фэнтезийного жанра Джона Рональда Руэла Толкина. Подаривший миру эльфийский язык, “Хоббита”, “Властелина колец”, “Сильмариллион” и карьеру Элайдже Вуду, Джон и спустя 45 лет после своей смерти демонстрирует, насколько много пороха было в его пороховницах.

Сын писателя, Кристофер Толкин, закончил редактировать последнее путешествие по Средиземью – “Падение Гондолина”. Фанаты из англоговорящих стран с 30 августа уже могут ее купить, а переводов неопределенное количество времени придется подождать.

«Падение Гондолина»: фабула и немного спойлеров

Гондолин – заключенный в кольцо скал город эльфов, тайно построенный королем Тургоном во времена Первой эпохи (“Хоббит” – конец Третьей эпохи). К нему вела только одна дорога, и ее местонахождение, как и города, держалось в строжайшем секрете. Тайна хранилась бы дольше, но эльфов тоже разъедает желчь от отвергнутых чувств, жажды власти и ненависти. Если совсем коротко, то Гондолин пал от руки предателя.

«Падение Гондолина»

А теперь немного поспойлерим: племянник короля, Маэглин, был схвачен в плен темным лордом Мелькором (чтобы вы понимали – Саурон у него был всего лишь слугой). Чтобы Маэглин предал город, ему пообещали власть в Гондолине и дочь короля – Идриль. Эта эльфийка в свое время отвергла настырного поклонника и вышла за Туора (один из трех смертных, взявший жену из расы эльфов, и отец Эренделя, важного персонажа в “Сильмариллионе”), на плечи которого в конечном итоге легла задача спасти город.

Обозленный и отвергнутый Маэглин не мог не воспользоваться таким шансом. Скрывавшееся 400 лет местоположение Гондолина было раскрыто. Армия Мелькора, состоящая из орков, драконов, балрогов захватила город, и только горстка его граждан во главе с Туором бежала через секретный проход.

«Падение Гондолина»: отзывы о книге

Друг Толкина и автор книги «Толкин и Великая война», Джон Гарт, в общих чертах рассказал изданию The Guardian о “Падении Гондолина”:

“Это история “квеста”, в которой невольно ставший героем персонаж, потом все же превращается в настоящего героя. Это шаблон для всего, что напишет Толкин. Здесь есть темный лорд, первая встреча с орками и балрогами – это Толкин, разминающийся перед тем, что он будет делать дальше”.

Несмотря на то, что “Падение Гондолина” выходит последним, это первое произведение писателя о Средиземье, которое потом войдет в состав “Сильмариллиона”. Создавалось оно в далеком 1916 году, тогда Джон Толкин восстанавливался в больнице после службы и был под впечатлением от Битвы на Сомме (одно из самых кровопролитных сражений Первой Мировой да и человечества).

Собранный и дописанный сыном (при жизни Толкина старшего опубликовали только “Хоббита” и “Властелина колец”) “Сильмариллион” – библия Средиземья, из которой вы узнаете его “краткую” историю. “Мир Фантастики” подобрал очень точную метафору:

“Это своего рода единое сюжетное древо, некоторые из ветвей которого оказались развиты намного больше других и превратились в отдельные полноценные произведения”.

В три увесистых ветки выросли сказания «Дети Хурина», «Берен и Лутиэн» и «Падение Гондолина». Как самые важные для сюжета (от них пойдет “Хоббит” и “Властелин колец”) они потому и вышли в отдельных изданиях, но при этом в той или иной форме входят в “Сильмариллион”.

Чтобы лучше представлять себе порядок (по годам выпуска) и количество произведений, мы собрали их в единый список:

  1. “Хоббит, или Туда и обратно” (1937 год)
  2. “Властелин колец” (1954-1955 годы)
  3. “Сильмариллион” (1977 год)
  4. “Неоконченные предания Нуменора и Средиземья” (1980 год)
  5. “Дети Хурина” (2007 год)
  6. “Берен и Лутиэн” (2017 год)
  7. “Падение Гондолина” (2018 год)

Выпуска “Падения Гондолина” фанаты не ожидали – все из-за ухода Кристофера Толкина в 2017 году из Tolkien Estate – компании, бдящей за соблюдением авторских прав и интеллектуальным имуществом Толкина старшего. Он был ее директором и очень трепетно относился ко всему творческому наследию отца, доставляя немало проблем киностудиям.

Именно благодаря ему каждые несколько лет выходило с доработками одно из произведений профессора, и именно он реконструировал все незавершенные романы. Об окончании своего рода эпохи сообщало предисловие в «Берен и Лутиэн»: «Это последний из всех трудов отца, над которыми я работал». Но, как видим, то была репетиция, а вот теперь эпоха закончилась.

ФОТО: Luis Teixeira/artstation.com

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Похожие записи