Фотографируем пейзажиСоветы 

Как правильно фотографировать пейзажи?

Фотография, как и живопись, имеет ряд направлений. Вы можете быть профессиональным портретистом, но откровенно «слабо» снимать пейзажи, или наоборот. Поэтому мы решили составить перечень основных рекомендаций, которые помогут сделать хорошие снимки на природе. А заодно и проанализировали наиболее популярные ошибки, характерные в том числе и для опытных любителей.

Пейзажные фото: выбираем время для съемки

Правило «золотого часа» есть не только в медицине, но и в фотографии. Оптимальным временем для съемки пейзажей считают первый час после восхода солнца и последний час перед закатом. Не следует понимать это буквально: речь идет не о 60 минутах. Конкретное время зависит и от местоположения, и от времени года. Что же такого особенного в эти часы? Солнце находится близко к горизонту, и освещение становится очень мягким.

Фотографируем пейзажи

Нет резких теней, резких контрастов, свет имеет характерный золотистый оттенок и даже небо приобретает особый цвет вместо привычного голубого. Солнечный диск при этом не слишком яркий, и это дает дополнительные возможности для съемки в контровом свете, когда объектив направлен на источник освещения. Согласитесь, большинство фотографий, сделанных на восходе и закате, очень выразительны и выглядят очень круто.

Полезные советы:

● Настройки фотоаппарата нужно выполнить еще до начала съемки. Учтите, что, возможно, у вас будет не час, а 10-20 минут на всю сессию.
● Точка съемки также должна быть намечена заблаговременно. Иначе, пока вы будете ее искать, солнце взойдет окончательно или, напротив, спрячется за горизонт.
● Используйте штатив, поскольку выдержки, скорее всего, будут длинными.

Пейзажные фото: тени как элемент кадра

Вроде только что мы советовали снимать в «золотой час», а теперь агитируем использовать тени? Все верно. В общем случае резкие тени портят снимок, но есть ситуации, когда они, напротив, делают его более фактурным и наполняют объемом. Мы выбрали один из ярких примеров — фотографию леса. Представьте, как невыразительно смотрелась бы эта фотография, не будь на ней теней. Таким же важным элементом кадра может стать тень от камня, лежащего на берегу (если вы снимаете его крупным планом), тень от фигуры человека или животного.

Пейзажные фото: следим за линией горизонта

«Горизонт завален» — любимый комментарий к любым фото. Действительно, проблемы с линией горизонта часто возникают и на снимках опытных фотографов. Все потому, что слишком много объектов отвлекают их внимание: скажем, растущее под углом дерево может послужить ложным ориентиром для позиционирования фотоаппарата. Ничего страшного — всегда можно довернуть фото в любом редакторе, исправив собственную ошибку. Гораздо важнее положение линии горизонта по высоте кадра.

Фотографируем пейзажи

Типичная ошибка любителей — страсть к симметрии и, как следствие, размещение линии горизонта строго посередине композиции. Здесь напомним о правиле третей: все основные элементы должны располагаться по линиям, делящим кадр на трети. Видите перед собой фактурное небо? Дайте ему больше пространства: две трети от кадра! Небо ничем не примечательно, но под ним потрясающие скалы? Сделайте акцент именно на них, сориентируйте камеру так, чтобы линия горизонта находилась в верхней части.

Пейзажные фото: строим композицию кадра

Вы наверняка замечали, что часто фото сделано в очень популярном и красивом месте, но при этом совсем «не смотрится». Чаще всего это происходит из-за ошибок при выборе композиции. Помните, что по общим правилам на снимке должны быть как минимум два элемента: фон и передний план. Если вы снимаете закат над морем, попробуйте найти акцент, передний план. Им может быть корабль, часть берега, маяк. Но не старайтесь размыть фон, как при съемке портрета. Используйте диафрагму f/8.0-f/11.0: это позволит выделить передний план, но в то же время не размывать задний.

Пейзажные фото: снимаем водную ладь

Снимая один и тот же водопад или реку с одного и того же места, можно получить два совершенно разных кадра. Сделайте снимок с короткой выдержкой, и вам удастся зафиксировать брызги и структуру воды. Установите максимальную диафрагму и увеличьте выдержку — и водяные струи станут «шелковыми», будут мягко стелиться по поверхности кадра. Первый вариант лучше использовать при съемке динамичных сцен: например, удара волны о маяк. Второй — при желании создать спокойный, умиротворенный кадр (например, водопада).

Полезный совет:

● Поляризационный фильтр поможет уменьшить количество бликов на воде. Блики отвлекают внимание, не позволяя воспринимать воду как нечто целое.

Пейзажные фото: секреты панорамной съемки

Даже в бюджетных «мыльницах» сегодня есть режим съемки панорам. Но для получения качественной панорамы мало склеить несколько снимков. Нужно, к примеру, чтобы освещение было одинаковым на всех кадрах, а на их границах не возникало заметных искажений. Для этого достаточно соблюдать несложные правила. Во-первых, не используйте широкоугольные объективы при съемке панорам — могут возникнуть проблемы при склейке.

Фотографируем пейзажи

Во-вторых, научитесь пользоваться ручным режимом съемки и выставляйте параметры самостоятельно. Чуть повернули фотоаппарат в сторону солнца — и автоматика установила другие настройки. Конечно, их можно подправить в графическом редакторе (вы же снимаете в RAW, а не в JPEG?), но лучше компенсировать разницу изначально.

Пейзажные фото: используем режим HDR

Типичная проблема: вы снимаете в солнечную погоду, небо яркое, но на переднем плане — объект в тени. Если ориентировать фотокамеру на проработку деталей в тенях, небо будет засвечено, если экспонировать кадр по небу — «провалится» передний план. Для таких случаев используют режим HDR (High Dynamic Range). Конечный кадр формируется из нескольких дублей, снятых с разной экспозицией. Некоторые фотокамеры умеют делать это самостоятельно, программным путем. Если в вашем фотоаппарате такой возможности не предусмотрено, придется использовать продвинутые графические редакторы.

Полезные советы:

● Штатив просто необходим для создания одинаковых дублей.
● Снимайте как минимум три дубля для последующей склейки с разной экспозицией.
● Глубина резкости должна оставаться неизменной.

Мы постарались описать базовые принципы съемки пейзажей. Конечно, как и любое другое направление фотографии, пейзажная съемка требует определенной практики. Скорее всего, у вас не получатся шедевры в первый же день, но следование основным правилам, которые мы привели, позволит избежать значительного количества ошибок и ускорить прогресс.

ФОТО: Fotoworkshop4You, jplenio, Free-Photos/pixabay.com

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Похожие записи