Почему жанру киберпанка срочно нужна помощь?
Начиналось все за здравие, а закончилось за упокой. Перспективный жанр за годы существования как-то усох и скукожился. Времена “Нейроманта” и “Схизматрицы” прошли, настоящее и будущее радуют и бодрят не больше, чем тленный мир, обрисовываемый киберпанком. Внутри жанра самыми ожидаемыми аттракционами последних лет были сериал “Видоизмененный углерод”, блокбастер “Призрак в доспехах” и продолжение культовой истории про блейд-раннеров и репликантов — “Бегущий по лезвию 2049”. Но мы, очень в духе киберпанка, остались без маломальского хэппи-энда: все эти истории были приняты без особого восторга, что не сыграло фильму на руку.
Фильм “Призрак в доспехах”, который мог оживить интерес масс к теме, оказался неуклюжей и бездарной пародией на культовый оригинал. Философии в истории киноделы не оставили, а Скарлетт Йоханссон даже не смогла выбрать для себя одну манеру поведения в кадре: ее “роботопоходка” постоянно меняется — так ходят мои поддатые друзья, когда пытаются казаться трезвыми. Практически все, что можно было испортить, создатели фильма испортили. Это, а также скандал вокруг “обеления” майора Кусанаги, привело к тому, что от киноленты зрители и критики в основном плевались.
“Видоизмененный углерод” получил хорошие отзывы и в целом всех устроил, но показал довольно безжизненный мир и очень вялого героя. Не “киберпанковскую” неприветливость окружения и потерявшего себя человека — просто не очень заинтересовывающие образы. Сериал продлили на второй сезон, но нам смотреть его не хочется абсолютно. Потому что он, банально, очень скучный и непримечательный. Это, опять же, не слишком-то поддерживает интерес к киберпанку, как непосредственно создателей контента, так и его потребителей.
За кого действительно обидно, так это за беднягу “Бегущего по лезвию 2049”. Очень красивое, неглупое и с любовью снятое кино просто не выдержало проверку зрителем, неготовым долго сидеть в кинотеатре. В принципе, людей, не захотевших смотреть “Бегущего” понять несложно — выдержать в кинотеатре почти три часа может не каждый. Но факт остается фактом: хороший фильм провалился в прокате. Весьма каноничный киберпанк не выдержал соперничества с бодренькими приключенческими фильмами и супергероикой.
Если обратиться к тому, что аудитории только предстоит оценить… Что первым приходит в голову, если задумываться о будущем жанра? Какие громкие проекты грядут? Ну, вы сами знаете, чье детище стоит во главе угла. Недавно компания CD Projekt порадовала нас почти часом геймплея игры, которую многие ждут неимоверно. Речь идет, разумеется, о Cyberpunk 2077.
Так вот, по факту, она не совсем вписывается в каноны киберпанка как такового. Поверхностные проявления жанра в наличии: мрачное будущее, ИИ, упадок нравов, вызванный подъемом технологий, андроиды, киборги, аугментации и все такое прочее.
Правда, кажется, основной смысловой посыл старого доброго киберпанка в этот раз оказался забыт. Скорее всего, нас ждет прокачанное футуристичное GTA (на что сетовал сам создатель жанра, Уильям Гибсон). Есть шанс, что в итоге мы получим нечто более близкое к канонам, но пока создается впечатление, что игре не хватает тотальной депрессивности и ощущения безвозвратного падения человечества. Не очень-то выделяется главенство цинизма и паранойи. Где же атмосфера всеобщего взаимного недоверия?..
В мир киберпанка, по-хорошему, вы не должны хотеть попасть. А реалии Cyberpunk 2077 выглядят мрачными, но по-своему чарующими и привлекательными. Создателей игры легко понять: бесконечную безнадегу жанра было бы трудно продать, — аудитория у проекта сократилась бы в разы. Но это не отменяет факта: вроде как главный проект по киберпанку не особо спасет от разложения тот жанр, каким он был изначально.
На что нам еще надеяться? На анонсированный Evil Pirate Studio мульт “Киберслав”?.. Мы не уверены, что люди готовы к киберпанку в славянском сеттинге, Ярило с вами!
ФОТО: компании-производители, Wei Zixiang